Кто настоящий герой?

Корни антисемитизма в ошибочном чтении еврейских Писаний: все недостатки еврейского народа, описанные в Танахе, присущи не только еврейскому народу. Они присущи человечеству вообще и каждому народу в частности. В антисемитизме нет ничего таинственного, и поэтому есть надежда избавиться от этого неприятного явления. Подоплёкой антисемитизма является неверное чтение Танаха, порождённое нежеланием человека знать правду о себе самом.

Антисемитизм — это исторический бич еврейского народа.  Любой еврей знает о нём.  Но не все знают о причинах возникновения этого неприятного факта современной жизни.  Антисемитизм пережил немало изменений за свою многотысячелетнюю историю и с этим историческим багажом уже не просто увидеть его первоначальный источник.   Многие винят в антисемитизме евреев.  Я слышал аргумент о том, что антисемитизм есть только там, где есть (или когда-то жили) евреи.  Другие обвиняют в антисемитизме христиан и приводят как аргумент крестовые походы, а также погромы и прочие неприятные исторические факты.  Третьи находят в антисемитизме нечто мистическое, почти таинственное.  Они считают, что антисемитизм имеет духовную природу, что у этой ненависти к еврейскому народу попросту нет рационального объяснения.   Есть ещё психологические, социологические, культурологические и прочие объяснения вышеупомянутому феномену.  И хотя я вижу в каждом из них разумное зерно, ни одно из них до конца не может объяснить корни данного явления.  Я предлагаю объяснение, которое включает в себя все вышеупомянутые.  Вместе с тем, оно представляется мне интуитивно простым и понятным каждому человеку.

Если внимательно проследить историю антисемитизма, то мы находим, что она совпадает с историей появления и распространения еврейских Писаний.  Под «Писаниями» с большой буквы я имею в виду Танах, который у христиан называется Ветхим Заветом.  Позволю себе в нескольких словах описать, что из себя представляют эти книги.  Танах — собрание книг, посвящённых духовной и социальной истории еврейского народа от его появления во 2-ом тысячелетии до н.э до 440 г. н.э.   Традиционно эти книги группируют в три раздела: 1. Пятикнижие Моисея или Тора, 2. Книги пророков или Невиим, 3. Писания или Хетувим.  Первые буквы этих трёх разделов являются основой для слова ТаНаХ.   Итак, я утверждаю, что антисемитизм появился в связи с распространением Танаха.

Ненависть к евреям, заслуживающая патологическое наименование «антисемитизма», впервые появляется после перевода Танаха на греческий язык где-то во 2-м веке до н. э.  Для еллинического образа мышления Танах был проблемной книгой.  Жителям Александрии Египетской, например, Танах казался черезмерно жестокой и странной книгой.  Это побудило еврейского писателя Филона Александрийского написать оправдательную книгу, в которой он объяснил, что Танах нельзя понимать буквально, что это аллегория философского образа мышления.  Моисей и Авраам, в его объяснении, получились философами сродни Платону.  Нас интересует здесь не столько само объяснение, данное Филоном (хотя оно довольно занятно), сколько причины побудившие Филона написать такую книгу.  Ведь именно в Александрии впервые был документально зафиксирован антисемитизм, и даже была предпринята первая попытка погрома.  И это было за 70 лет до рождества Христова!  Т.е антисемитизм не является чисто христианским явлением, хотя, конечно же, христиане переняли традицию ошибочного толкования Танаха уже через 150 лет после Филона Александрийского.   Но в самом факте антисемитизма нет ничего христианского.  В нём скорее столкновение двух очень разных культур, конфликт между Востоком и Западом, между эмоциональным и иррациональным Востоком и рациональным, логичным Западом.  Здесь есть древний конфликт цивилизаций, который ничто иное, как выражение конфликта человека с самим собой.  Конфликт эмоций и разума, конфликт иррационального и рационального — это извечная борьба человека, его попытка понять и обуздать самого себя.

Танах описывает историю общения еврейского народа со своим Богом.   История эта в корне отличается от стандартной греческой или восточной истории.  Герои Танаха предстают перед читателем как люди слабые и впадающие в проблемы и грехи.  История Танаха довольно честно показывает не только слабости отдельных людей, но и всего еврейского народа.  В этом она уникальна.  Если сравнить её, например, с летописями ассирийского царя Сеннахериба, то мы очень быстро сможем уловить разницу.  Ассирийский царь никогда не ошибается и не проигрывает ни одной войны.  Ассирийский (и русский, и любой другой) народ может быть только великим. А еврейские цари ошибаются постоянно и еврейский народ — тоже.  Какая из этих историй ближе к жизни, как вы думаете?

Герои древних историй редко ошибаются.  Они в целом положительны и в этом разительно отличаются от действительности.  Они однополярны, они представляют из себя один сплошной плюс.  Но так не бывает.  И всё же люди не привыкли к сказкам с плохим концом.  Для большинства человечества даже сегодня история должна заканчиваться только хорошо.  Герои должны быть сугубо положительными.  Кстати, именно поэтому люди предпочитают мёртвых героев живым.  Из мёртвого можно сделать всё, что хочешь — он возражать не станет.  Учитывая такой менталитет, становится понятно, почему еврейская история может показаться очень странной и даже неприемлемой.  Когда люди с другим менталитетом начали читать Танах во 2-м веке до н.э, это чтение породило у них неприязнь к евреям как к народу.  Эта неприязнь была основана на том, что было написано самими евреями о самих себе.  Это звучит парадоксально, но такое развитие событий не лишено логики.

Возьмём, например, дневник, который какой-нибудь человек может вести.  В дневнике он будет писать всю правду о самом себе.  Правда будет иногда горькой и трудной, иногда неинтересной, а иногда и чрезвычайно странной для постороннего чтения.  Если бы кто-то получил этот дневник и стал бы читать его, как бы он читал его?   Если бы наш воображаемый автор действительно писал всю правду о себе самом, то такой дневник было бы очень трудно читать.  Всякий человек не хочет знать всю правду о себе самом.  Ложь самому себе — это единственный способ выживания для большинства человечества.  Поэтому, когда человек видит или слышит, как другой человек говорит правду, ему автоматически тоже хочется сказать себе правду.  Но он не может себе позволить этого — это равносильно смерти.  Это может означать, что он жил до тех пор совершенно неправильной жизнью.  Поэтому человек подавляет в себе импульс говорить правду и, вместо того, начинает плохо думать об авторе дневника.  О своих недостатках он естественно забывает и сосредоточивается на недостатках автора дневника.  Этим способом он позволяет себе сохранить «статус кво».

Другими словами, Танах является дневником еврейского народа.  Эта книга была написана евреями и для евреев.  Авторы её не могли себе представить, что кто-либо кроме евреев, будет читать то, что они написали.  Но так уж произошло, что этот текст попал в руки тех, кому он не был предназначен вначале.  И реакция новых читателей была вполне предсказуемой.  Вместо того, чтобы задуматься о судьбе и ошибках собственного народа, они сосредоточились на ошибках еврейского народа.  Вот здесь и родился антисемитизм.

Дальше — больше.  Одним из последствий распространения христианства в первом и втором веке после рождества Христова было то, что греческий перевод Танаха (так называемая Септуагинта) стала хорошо знакомым текстом во всей Римской империи.  Многие из отцов церкви пытались истолковывать Танах для своих слушателей — неевреев.  Это получалось у них с переменным успехом.  От «легкого» антисемитизма Игнатия Антиохийского церковь перешла к философизму Иустина Мученика, затем к аллегоризму Оригена и, наконец, к открытому и жестокому антисемитизму Иоанна Златоуста.  Танах был вырван из своей среды и говорил теперь уже совсем другое, чем в былые века.  Державность Церкви поставила крест на правильном истолковании Танаха.  Неслучайно такой человек, как Иоанн Златоуст, возник после принятия христианства римским императором Константином.  Его нападки на евреев отражают глубокое нежелание понять настоящий смысл Танаха.  У кесаря не может быть слабости, и Рим непобедим.  Поэтому всякую ассоциацию со слабостью и неверностью нужно относить только к евреям.  На тексты Нового Завета, которые приводят историю Танаха в пример к назиданию, никто не обращал внимания.  Церковь была государством, а государство не может позволить себе быть слабым.

Я предлагаю читателю самому проследить эту историю дальше.  Я думаю, что с первого взгляда будет ясно то, что именно неправильное чтение «еврейского дневника» привело и к крестовым походам, и к насильственным попыткам обращения евреев в христианство, и к погромам, и к тому, что еврейский народ благоговейно называет «Шоа» или Катастрофой.  Для того, чтобы эта история вновь не повторилась, нужно попытаться исправить исторические ошибки истолкования Танаха вне еврейского контекста.  Время нельзя повернуть вспять и то, что сделано, то уже сделано.  Но по крайней мере можно попробовать предотвратить будущие ошибки.

В заключение я хочу привести две типичные ошибки, которые возникают после чтения Танаха у людей, не знакомых с контекстом этих книг.   Первая ошибка связана с тем, что в Танахе Бог часто ругает еврейский народ за плохое поведение.  Многие считают это свидетельством того, что Бог отвергает еврейский народ, а также видят в этом подтверждение неверности еврейского народа. Если муж и жена ссорятся друг с другом, и кто-то посторонний услышит эту ссору, он может подумать, что они не любят друг друга.  Но это далеко не так.  Ссорятся только с близкими людьми, а с чужими, как правило, любезничают.  То, что Бог ссорится с Израилем, отнюдь не означает нелюбовь, а скорее наоборот.  То, что Израиль ропщет на Бога и Моисея в пустыне, нисколько не значит, что Израиль более неверен, чем другие народы.  Это значит только лишь, что когда народ (любой народ) приближается к Богу, в его жизнь приходят новые искушения, которых раньше не было.  Ропот (хотя и не является чем-то хорошим, равно, как и ссора) является симптомом близости к Богу.  Роптать можно лишь против того, о ком знаешь, иначе ропот не имеет смысла.  Муж и жена ругаются, но не могут жить друг без друга.  Израиль борется с Богом всю свою жизнь, но Израиль давно исчез бы с лица земли, если бы не Господь Бог, Бог Израиля.

Наконец самая распространённая и жестокая ошибка – это так называемая вина еврейского народа в распятии Иешуа.  Хотя распятие и не описывается в Танахе, но корни толкования распятия в таком ключе находятся в том же недопонимании Танаха.  Иешуа был предан на распятие религиозными людьми из соображений зависти. Так случилось, что они формально принадлежали к иудаизму. Но ведь то же самое могло случиться с религиозными христианами, мусульманами, индуистами и.т.д. Если бы на месте иудейского синедриона был святейший синод, решение его было бы таким же!  Религия не может воспринять такого человека как Иешуа.  Он выше и больше её!  Религия — это форма контроля над сознанием человека, форма политической власти. Иешуа в эту форму решительно не вписывался. Вот поэтому его и предали на распятие. А евреи как народ к этому имеют такое же отношение, как и монголы.

Итак, подоплёкой антисемитизма является неверное чтение Танаха, порождённое нежеланием человека знать правду о себе самом. В антисемитизме нет ничего таинственного, и поэтому есть надежда избавиться от этого неприятного явления. Но это избавление не придёт путём политических запретов.  Когда что-либо запрещают, оно становиться более привлекательным. Антисемитизм уйдёт тогда, когда люди станут более честными сами с собой и будут читать еврейскую историю, как свою собственную. Я со своей стороны очень хотел бы видеть этот день. А вы, уважаемые читатели?

Егор Железный

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пожалуйста заполните недостающую часть равенства. *