Пробуждение Силы, или просто пробуждение

112 Однажды, придя в гости к одному американскому миссионеру я был удивлён, что рядом со священными книгами, по соседству с серьёзными духовными фильмами на его полке стояли горячо любимые мной с детства диски о событиях в «далекой далекой галактике». Конечно портреты Люка Скайвокера, Принцессы Леи и Хана Соло контрастировали с ликами соседей по полке, так чем же заслужили эти ленты особое место в сердце того моего друга, моем, или миллионах других сердец по всему миру. И вот, по случаю выхода седьмой части «Звёздных войн», раз уж есть у нас с вами повод, давайте попытаемся разобраться в феноменальном успехе этой голливудской франшизы, вновь побившей очередной кассовый рекорд ушедшего года. Итак, на что же мы ходили посмотреть в кинотеатр? На спецэффекты? Пожалуй, это не последнее дело в современных реалиях индустрии развлечений, но ведь те, старые чести первой трилогии не блистали умопомрачительными взрывами и трансформациями, а в космических роботах сидели самые настоящие актёры, недавно вновь примерявшие свои костюмы. Ходили ли мы смотреть на что-то диковинно фантастическое?! Отчасти, конечно, наше воображение нуждается в постоянной подпитке, но других сногсшибающих фантастических лент вышло тогда немало, так и не снискав равной «Звездным войнам» популярности. Что же влекло нас тогда и влечёт снова к пахнущему попкорном и кока-колой волшебному залу кинотеатра?!

 Один мудрый человек однажды заметил, что во всякой успешной и стоящей истории непременно должна быть заложена вечная мудрость и благородная жертва. Вот, пожалуй, тот Грааль, который выделяет вселенную Лукаса и ставит её особняком. Я постараюсь обойтись без спойлеров, для тех, кто ещё не смотрел новый эпизод, но в основах сюжета мы все же попытаемся с вами разобраться. Итак, один из основных конфликтов, лежащий в оснований предыдущих шести серий и вошедший, подчеркивая свою важность, и в новую – это вечный конфликт «отцов и детей». Может ли ребёнок вырасти добрым и хорошим лишь потому, что его родители таковы, и наоборот, будет ли оскомина во рту детей, если их отцы ели кислый виноград? Открывая страницы вечной книги мы видим те же проблемы, высказываемые пророками и отцами веры. Царь Давид известен сегодня многим людям и как отец мудреца Соломона и как великий поклонник написавшие многие Псалмы Всевышнему, но ведь среди его детей был и Ависсалом, противоставший и против воли Небес и против своего собственного отца. Один из поразительных моментов в истории этого долгого противостояния отца и сына наступает в то мгновение, когда оно внезапно заканчивается, Ависсалом запутывается своими волосами в ветвистом дереве и лишается своей головы от рук армии Давида, и вот, после этой «победы» вместо радости мы видим боль и скорбь его отца. Возможно Давид был готов воевать до конца, защищая единство царства и Веру, но он не готов был лишить жизни собственного сына, избравшего «тёмную сторону Силы». Дети Соломона, другого сына Давида и мудрейшего царя в истории земных царств тоже не выдерживают высокую планку своего призвания. И, в конечно итоге, обобщая сотни таких истории в Писаниях мы вынуждены задать вопрос себе – а мы, как дети Творца, как творение имеющее цель и призвание, следуем ли воле нашего небесного Отца? На какой «стороне Силы» лежат наши с вами поступки в повседневной жизни?! Конечно, стоит оговорится, что речь идёт даже не о классическом дуализме – борьбе добра со злом, как раз таки дуализма тут вовсе и нет, сражается не зло с добром. Как в киноленте, так и в нашей жизни война происходит гораздо глубже, Сила сама по себе не делает человека ни хорошим не плохим, более того, у героев повествования есть призвание во имя созидания и справедливости, вот только человеческая природа соблазнов и похотей «перекупает» призвание к вечному, заменяя его подделкой, обращая благородные порывы в трагедий, используя все те же простые человеческие желания. Творим ли свою волю, или волю Давшего нам жизнь?! И тут мы неизбежно приходим к следующей теме идущей красной нитью через все «Звездные войны» — собственно призвание. Если мы готовы принять идею разумного замысла, мы просто обязаны признать и то, что у любого разумного замысла есть цели и задачи, любое творение наших рук также имеет свою цель. Равно как у человеческих изделий есть инструкции по эксплуатации, написанные инженером, автором изделия, должна быть таковая и у нас самих, написанная в свою очередь нашим Творцом. Было бы, конечно, намного проще, если бы в этой инструкции было бы по шагам расписано что и как каждый день нам делать, но увы, прислушиваться к водительству неведомой Силы героям Звездной саги было не просто, только познавая Силу, отрекаясь от собственного эго, можно было пройти узкой тропинкой Рыцарей Джедаев, насколько же сложнее пройти узким путём земной жизни каждому из нас, в то время как «тёмная сторона Силы» каждый миг пытается заглушить голос Творца в нашем сердце.

 В седьмой части режиссёр и авторы сценария снова делают значительный акцент на этом аспекте, «Пробуждение силы» впервые за всю историю серии показывают обратное обращение, переход имперского солдата на противоположную сторону, если угодно, его метанойя, греческое слово описывающее покаяние, разворот в противоположном направлении. причём сторону не повстанцев, ни Джедаев, не абстрактного добра, а человечности, призвания. Хотя, поступок Дарта Вейдера в конце классической трилогии тоже можно считать всплеском человечности и жертвой, но жертвой во имя добра или жертвой во имя собственного сына?! Датский философ Кьеркегор рассуждая о жертве Авраама, писал, что желает оказаться там, в тот момент, когда нож был уже занесён над Исааком, он пишет, что хотел бы задать вопрос Патриарху, верит ли он на самом деле в то, что делает, в то что Сам Всевышний сказал ему принести в жертву сына. Кто он, Авраам? Искренний верующий, или сумасшедший?! Но если праотец Авраам всего лишь помешанный религиозный фанатик, то и вся наша цивилизация, основанная на авраамических религиях ничего не стоит, с такими вопросами обращается к читателю философ. А авторы новой космической оперы, «Звёздных войн», словно вторя ему утверждают нет, не ради сына, не ради силы, не ради власти люди готовы жертвовать жизнью, а для того, чтобы остаться людьми, людьми в том смысле, в котором о них говорится в «Инструкции производителя», вечных книгах ТаНаХа. Итак, мы видим не противостояние добра со злом, а противостояние двух «человечностей», человечности тварной, полной желаний и похотей, «человечности» Земного Вавилона и «человечности» истинной, таковой, какою ее придумал Автор, человечности Небесного Иерусалима.

 Безусловно ещё много прообразов и красивых истории мы могли бы найти в бессмертной и, похоже, бесконечной истории, начатой когда-то давным-давно Джорджем Лукасом, ведь вечных вопросов не мало, но куда важнее обратится к первоисточнику и уделить время изучению той самой Инструкции от Всевышнего, в ней нет спойлеров к фильму, однако немало ответов на вечные вопросы нашего с вами бытия. Я же буду рад услышать ваше мнение о картине.

Михаил Климов