ПОСЛАНИЕ К ГАЛАТАМ С АЛЕКСОМ БЛЕНДОМ (ЧАСТЬ 3)

Наша редакция рада представить вам дальнейшие рассуждения о послании рава Шауля к Галатам, от нашего доброго друга Алекса Бленда. Те, кто по каким либо причинам, только присоединился к этой теме, рекомендуем обратится к первой части статьи тут и второй тут.


НАРЕКАНИЕ ПЕТРУ 2.11 — 14

image196Когда же Петр пришёл в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечён их лицемерием. Но когда я увидел, что они отступили от правды благой вести, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?

На первый взгляд может показаться, что в этом фрагменте Павел меряется авторитетами с Петром. На самом деле такое понимание представляется сомнительным. Павел продолжает развивать тему дихотомии (раздвоенности) между божьим и человеческим. Иначе, данный рассказ Павла можно было бы
принять за злоречие о Петре.

Сначала, попытаемся понять, что же произошло, и почему Петр подвергся нареканию. Многие комментаторы видят ситуацию таким образом, что Павел, Петр и Варнава оставили иудейские традиции кашрута (разрешённой и запрещённой пищи), но, когда пришли посланники Иакова, стали лицемерно соблюдать эти традиции. На самом деле в Писаниях есть достаточно свидетельств того, что в экстремальных ситуациях израильтяне ели в компании язычников собственную пищу или пищу, приготовленную язычниками, не нарушающую законов кашрута. Рассмотрим эти примеры:

Даниил. 1:9-16

Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему. Бог даровал Даниилу милость и благорасположение начальника евнухов; и начальник евнухов сказал Даниилу: боюсь я господина моего, царя, который сам назначил вам пищу и питье; если он увидит лица ваши худощавее, нежели у отроков, сверстников ваших, то вы сделаете голову мою виновною перед царем. Тогда сказал Даниил Амелсару, которого начальник евнухов приставил к Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии: сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней; пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья; и потом пусть явятся перед тобою лица наши и лица тех отроков, которые питаются царскою пищею, и затем поступай с рабами твоими, как увидишь. Он послушался их в этом и испытывал их десять дней. По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами. Тогда Амелсар брал их кушанье и вино для питья и давал им овощи.

Книга Иудифь 12

И приказал ввести её туда, где хранились серебряные сосуды его, и велел ей пользоваться пищею от стола его и пить вино его. Но Иудифь сказала: не буду есть этого, чтобы не было соблазна, но пусть подают мне то, что принесено со мною. Олоферн сказал ей: а когда истощится то, что с тобою, откуда мы возьмем, чтобы подавать тебе подобное этому? Ибо среди нас нет никого из рода твоего. Иудифь отвечала ему: да живет душа твоя, господин мой; раба твоя не издержит того, что со мною, прежде, нежели Господь совершит моею рукою то, что Он определил. И ввели её слуги Олоферна в шатер, и спала она до полночи; а пред утреннею стражею встала и послала сказать Олоферну: да даст господин мой повеление, чтобы рабе твоей дозволили выходить на молитву. Олоферн приказал своим телохранителям не препятствовать ей. И пробыла она в лагере три дня, а по ночам выходила в долину Ветилуи, омывалась при источнике воды у лагеря. И, выходя, молилась Господу, Богу Израилеву, чтоб Он направил путь её к избавлению сынов Его народа. По возвращении она пребывала в шатре чистою, а к вечеру приносили ей пищу. В четвертый день Олоферн сделал пир для одних слуг своих и не пригласил к услужению никого из приставленных к службам. И сказал евнуху Вагою, управлявшему всем, что у него было: ступай и убеди Еврейскую женщину, которая у тебя, прийти к нам и есть и пить с нами: стыдно нам оставить такую жену, не побеседовав с нею; она осмеет нас, если мы не пригласим ее.

Письмо Аристею

Ради этого я сделал это прежде всего. Я дал указ о том, чтобы этот день, в который вы прибыли, стал считаться великим днем и стал ежегодно торжественно справляться в течение всей моей жизни. Вышло так, что это ещё и годовщина моей победы на море над Антигоном. Поэтому я буду рад пировать с вами сегодня”. “Все, что вам может потребоваться, – сказал он, – будет приготовлено как подобает и вместе с вами и для меня тоже”. И они выразили своё восхищение, и он повелел отвести их в лучший квартал, прилежащий к цитадели и готовить пир. И Никанор вызвал главного дворцового распорядителя Дорофея, чиновника, особо назначенного смотреть за евреями, и приказал ему приготовить всё необходимое для каждого из них. Ибо так было установлено царем, и это установление вы увидите соблюденным сегодня. Ибо поскольку многие города имеют свои обычаи в том, что касается еды, питья и возлежания, есть особые чиновники, назначение которых узнавать, что им требуется. И всякий раз, когда те приходят к царю, для них готовят, соблюдая их собственные обычаи, так чтобы они не испытывали беспокойства, наслаждаясь посещёнием. Та же предусмотрительность была соблюдена и для еврейских посланцев. Дорофей же, назначенный старшим приставником при еврейских гостях, был человеком весьма тщательным. Ради такого пира он открыл все хранилища, бывшие под его надзором и державшиеся особо для подобных гостей.

Основываясь на этих источниках, можно предположить, что Павел, Петр и Варнава ели за одним столом с язычниками дозволенную пищу. Как мы уже говорили выше, даже такое общение очень не одобрялось общественным мнением той эпохи, но в соответствии с учением посланников, вера в Йешуа делала человека неуязвимым для такого рода нечистоты.

Когда же пришли люди от радикально настроенного Иакова из Иерусалима, Петр и Варнава стали стесняться своей либеральной позиции. Всего возможных позиций по отношению к язычникам было три:

  • позиция посланников Йешуа – язычники очищаются от нечистоты идолопоклонства и присоединяются к Божьему народу через принятие Йешуа.
  • позиция школы Гилеля – язычники присоединяются к народу через гиюр и охотно принимаются в народ.
  • позиция школы Шамая – язычник только в крайнем случае и после многих испытаний может пойти гиюр и присоединиться к народу.

Петр сначала придерживался первого мнения, а когда пришли люди Иакова, стал демонстрировать приверженность второму мнению. Жить «по-язычески» в данном контексте означает придерживаться мнения равенства язычников и израильтян в вопросах чистоты в Йешуа Мессии. Павел обвинил Петра в том, что тот, придерживаясь «про языческих» либеральных взглядов, учит язычников на личном примере, что для того, чтобы стать людьми равными, они должны проходить гиюр. Именно из-за своего лицемерия и из-за плохого личного примера, Петр оказался, по словам Павла, достойным нарекания.

МОРАЛЬ ИЗ ЛИЧНОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА 2.15 — 21

Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Йешуа Мессию, и мы уверовали в Мессию Йешуа, чтобы оправдаться верою в Мессию, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. Если же, ища оправдания в Мессии, мы и сами оказались грешниками, то неужели Мессия есть служитель греха? Никак. Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником. Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Мессии, и уже не я живу, но живет во мне Мессия. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. Не отвергаю милости Божией; а если законом оправдание, то Мессия напрасно умер.

Павел начал свое письмо с того, что он избран для посланничества не человеком, а Богом, через Мессию Йешуа. Он говорил о том, что он получил откровение, которое не является плодом человеческого учения, оно не принято от людей, но посланники Йешуа с ним согласились и приняли Павла как равного. Суть этого учения заключается в том, что верующий в Йешуа иудей может без проблем для себя сообщаться с язычниками в служении. Павел рассказал и о своем разговоре с Петром, где он не побоялся отстаивать свое учение. Это было ещё одно подтверждение тому, что учение его опирается на авторитет Бога, а не человека.

Теперь Павел переходит к выводам из всего сказанного:

Мы по природе иудеи, а не грешники, как язычники; – утверждение, требующее понимания в контексте еврейской традиции. В результате грехопадения Адама всё человечество стало нечистым (не пригодным для служения Богу), осквернившись «нечистотой змея». Обрезание Авраама было началом подготовки к очищению от этой нечистоты. Мидраш говорит, что Всевышний обещал Аврааму сделать его отцом многих народов. Сделать, а не назначить, что указывает на определенный процесс. От Авраама должен был произойти народ, который рождается свыше и его «плодитесь и размножайтесь» осуществляется не обычным путем. На Синае, согласно традиции, народ Израиля был впервые очищен от нечистоты змея. А все остальные народы продолжали пребывать в этой скверне. Об этом очищении Павел и говорит. Иными словами его следует понимать так: мы по природе своей очищены от нечистоты змея, не то, что язычники, которые пребывают под нечистотой греха.

однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Йешуа Мессию, и мы уверовали в Мессию Йешуа, чтобы оправдаться верою в Мессию, а не делами закона; — Соответственно, оправдание здесь следует понимать как очищение, способность сохранять чистоту – читай: выстаивать против греха, сохранять пригодность к служению Богу. Эти способности человек приобретает не через соблюдение закона, а по вере, помимо соблюдения закона. То есть закон не дает иммунитета ко греху. И для приобретения такого иммунитета, надо уверовать в Машиаха.

Если же, ища оправдания в Мессии, мы и сами оказались грешниками, то неужели Мессия есть служитель греха? Никак. — Некоторые могли бы подумать, что раз Машиах выявляет наше несовершенство, то Его можно сравнить с другим персонажем, который занят обличением и обвинением – Сатаной. Поэтому Павел задает такой риторический вопрос и отвечает: это никак не возможно.

Ведь если я снова строю, что разрушил, то сам себя делаю преступником. — Почему же в данном случае Машиах не является «обвинителем»? Потому, что он даёт возможность убрать ту самую золотую клетку изоляции, о которой мы говорили. Его обвинение, это не обвинение в суде, это выставление диагноза вместе с лечением. Он дает новую систему оправдания — достижения чистоты. Это происходит помимо закона. То есть способность человека достигать чистоты и сохранять её, приобретается помимо соблюдения закона. Павел не противопоставляет одно с другим, а разделяет. Это суть его откровения. Но отделение одного от другого, позволяет избавиться от системы ограничений и разрушить перегородку, препятствующую общению между израильтянами и язычниками. Восстановление этой перегородки – любая попытка её заново построить, это возвращение к системе, которая не давала достигнуть совершенной чистоты, а потому — это преступление.

Через Закон я умер для Закона, чтобы жить для Бога. Я сораспят с Мессией. — Учение Машиаха и откровения полученные Павлом не противоречат Торе. Они её естественное развитие. Талмуд говорит о том, что по воскресении из мёртвых, обновлённый человек имеет иную природу. У него уже не может быть награды и наказания за исполнение заповедей, потому что они стали его природой и их исполнение не требует усилий. А раз не требует, то нет и награды за это. Началом такого состояния и является праведность, о которой говорит Павел — способность не становиться нечистым, когда сталкиваешься с нечистым. Павел, как ученик Гамлиэля, хорошо знает израильскую эсхатологию. И ему известно, что Машиах – исполнение всех обетований Закона, цель Закона, как он говорит дальше. Поэтому Павел имеет полное «законное» основание умереть для закона ограничивающего его отношения с язычниками, чтобы жить для служения Богу. И эта смерть – сораспятие с Машиахом. В послании к Галатам – первом новозаветном послании – эта мысль ещё недостаточно ярко выражена. Но в послании к Римлянам мы находим её в полноте. Если умрем с Машиахом, то с ним и воскреснем с обновленной природой, способной не оскверняться нечистым в процессе служения.

и уже не я живу, но живет во мне Мессия. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. — Природа Павла изменилась таким образом, что в нем живет Павел обновленный, то есть в нем отражен образ Мессии. Итак, он живет во плоти верою в Машиаха. Здесь вера – вверение себя Мессии, предоставление Ему своего тела. Через это Павел получает особый уровень праведности — умение не оскверняться.

Не отвергаю милости Божией; а если законом оправдание, то Мессия напрасно умер. —  Павел здесь нисколько не говорит о том, что Закон не надо соблюдать. Он повторяет, что Закон сам по себе не дает человеку праведной природы. Не защищает человека от осквернения. Если бы Закон так работал, то смерть Йешуа была бы не нужна.

Подведем итог первых двух глав:

  • Павел говорит, что его откровение «не от человеков, но от Бога».
  • Павел говорит, что он узнал о новой праведности, которая не нуждается в ограде и позволяет не оскверняться, соприкасаясь с нечистым.
  • Поскольку эта праведность дана помимо соблюдения закона, доступ к ней открыт и язычникам.
  • Получив иммунитет от осквернения, всякий верующий из Иудеев может общаться с язычником и вместе служить Богу.
  • Данная праведность приобретается верою в Йешуа Мессию. А вера, это полное предоставление себя Ему. Так что сам человек умирает, а Машиах живет в нем.
  • Все это откровение не противоречит Закону, а осуществляет его.
  • Если бы Закон, в смысле соблюдения заповедей, давал бы достигнуть чистоты, смерть Йешуа была бы не нужна.

ПОСЛАНИЕ К ГАЛАТАМ С АЛЕКСОМ БЛЕНДОМ (ЧАСТЬ 3): 2 комментария

  • 12.03.2016 в 19:46
    Permalink

    Изучил газету «Оазис», но нигде не нашёл обычного для любого издания адреса для обратной связи.

    • 14.03.2016 в 19:34
      Permalink

      у нас электронное издание, связаться с нами можно как через комментарии, так и через электронную почту

Комментарии запрещены.