ПОСЛАНИЕ К ГАЛАТАМ С АЛЕКСОМ БЛЕНДОМ (ЧАСТЬ 5)

Наша редакция рада представить вам дальнейшие рассуждения о послании рава Шауля к Галатам, от нашего доброго друга Алекса Бленда. Те, кто по каким либо причинам, только присоединился к этой теме, рекомендуем обратится к первой части статьи тут, второй тут, а третья часть доступна по этой ссылке, познакомиться же с предыдущей, четвертой, вы можете на этой странице.

apostle-paul-teaching_1525315_inl

3.15 — 20

     Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему. Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Мессия. Я говорю то, что завета о Мессии, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу. Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию. Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника. Но посредник при одном не бывает, а Бог один.

Когда Всевышний обещал Аврааму отдать землю семени его, Авраам спросил (Бытие.15:8): «Как я узнаю, что унаследую ее». Вопрос был о том, как может сам Авраам быть уверенным, что его потомки будут достойны унаследовать землю. В продолжение истории, Всевышний навел сон на Авраама и рассказал ему (Бытие.15:13-14): «знанием узнаешь», что потомки твои будут порабощены в земле чужой, но Я выведу их оттуда и приведу в Землю. Сам Всевышний сделался гарантом того, что потомки Авраама унаследуют землю. Павел отмечает, что Тора говорит не «зерейха» (семенам твоим), но «зереха» (семени твоему в ед.ч). Конечно, можно было бы поспорить с Павлом, что и делают противники христианства. Слово «зереха» является собирательным и поэтому стоит в единственном числе. Но в мидрашах, подобное обращение внимания на форму слова в порядке вещей. Но вопрос: для чего Павел делает такое уточнение? Разве не сказал он несколькими стихами ранее, что все верующие дети Авраама и, как мы говорили, сами Галаты – исполнение обетования? Но «семени твоему» означает, что весь проект «Авраам», основан ради того откровения, которое будет раскрыто через Йешуа Мессию. В Нем целевое откровение верующим. В Нем, а не в Законе.
Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника. Но посредник при одном не бывает, а Бог один. — Павел обращается здесь к израильской традиции, представленной в ранних мидрашах и в «Книге Юбилеев», о том, что из уст Всевышнего прозвучали для народа только две первые записи декалога, а остальное было дано при посредстве ангелов. Если бы человек мог самостоятельно соблюдать «люби Бога всем сердцем» (Второзаконие.6:5), он бы не нуждался ни в каких других заповедях. Истинная любовь и сделала бы его праведным. Любящий Бога не мог бы лгать, воровать, нарушать святую субботу и.т.д. Но по причине того, что человек не устоял в этой любви, по причине преступлений, был дан закон. Павел отмечает, что закон преподан через ангелов. То есть ангелы не только участвовали в даровании Торы, но они стали и свидетелями заключения завета. Так же и в дальнейшем мы увидим, что воспитание человека в Завете осуществлялось через ангелов:

— ангелы присутствовали, когда Ноах разделил землю между сыновьями (Книга Юбилеев)
— ангел обратился к Агарь.
— ангелы возвестили рождение Ицхака.
— ангелы были посредниками при даровании Торы.

А сколь многочисленны истории в устной традиции о чудесной воспитательной работе Ангелов. В Берешит Раба paul-writing-to-ephesians-1426795-print(10) мы находим разговор Мудрецов о многочисленных воинствах небесных:
Рабби Нахман, сын рабби Шмуэля бар Нахмана сказал: удостоился человек — армия небесная к нему (чтобы наградить); не удостоился – армия к нему (чтобы наказать). Строил дом и удалось ему – армия небесная помогала ему. Упал с этого дома – и тут дела армии небес. Ест хлеб свой и наслаждается им — армия рядом с ним. Застряла кость у него в горле – и тут армия. Множество армий приставил Всевышний к человеку, чтобы охранять Образ свой, который в нем. А в армии этой и медведи и львы, и змеи, и сарафы, и скорпионы. А так же прорастил Всевышний траву, для лечения всякой болезни и заживления всякой раны. И нет травинки на земле, к которой не был бы приставлен Ангел, побуждающий ее расти.
Мы здесь видим, что Закон благ. Что он дан человеку, для того, чтобы человек мог иметь надежду сохранить неискаженным образ Творца, по которому он и создан. Вместе с тем, из-за того, что по причине прегрешений, сама эпоха оказалась смешением добра и зла, человек в эту эпоху и по этому Закону не был абсолютно свободен. Под абсолютной свободой мы здесь понимаем не свободу делать все, что заблагорассудиться человеку, но свободу управлять миром на свое усмотрение, то есть свободу заниматься собственным предназначением. Подобно сыну царя во дворце, человек, как маленький ребенок был окружен многочисленными няньками, которые следили за безопасностью ребенка.
Откровение Йешуа возвращает человека на духовный уровень, который был до беззаконий, по причине которых был дан Закон.

3.21 — 25

Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Йешуа Мессию. А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем к Мессии, дабы нам оправдаться верою, по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.

Снова Павел предвидит вопрос. Если закон не был предусмотрен изначально, то возможно он противоречит обетованию, данному Аврааму? И Павел отвечает, что такое предположение ошибочно. Закон не мог животворить, поэтому не мог быть альтернативой откровению, данному через Йешуа и той праведности, которая через него открылась. Но человек нуждался в том, чтобы дожить до времен, когда предназначено открыться праведности Йешуа.
Человек был создан для того, чтобы управлять миром (Бытие. 1:22), но для того, чтобы быть допущенным к этому управлению, он сначала должен был повзрослеть. В процессе взросления и совершенствования, к нему как страж, был прикреплен закон. Павел пользуется метафорой, называя закон «детоводителем». Это должность, которую чаще всего занимал раб, но даже будучи рабом, он имел в подчинении хозяйского сына.
f552c910d585b547c2e124a1101b9947Вполне вероятно, что Павел был знаком с классической греческой литературой. Рассуждение о детоводителе и его роли в жизни ребенка приводится у Платона, среди диалогов Сократа. Известно, что Сократ подводит собеседников к тем или иным мыслям, просто задавая правильные и нужные вопросы. Для того, чтобы понять рассуждения Павла в том же ключе, в котором, вероятно, понимали его читатели, вспомним о диалоге с Лисидом.
Павел говорит, что Галаты, вернувшись к соблюдению законов чистоты плоти, деградировали духовно. Вместо того, чтобы согласно откровению Йешуа, повзрослеть и свободно исполнять своё предназначение в этом мире, они, как малые, неразумные дети — «придурки», вернулись к указке закона: «Это не трогай! Туда не ходи! С этим вместе не сиди!».

3.26 — 29

Ибо все вы сыны Божии по вере в Мессию Йешуа; все вы, совершившие погружение в Мессию, в Мессию облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно в Мессии Йешуа. Если же вы принадлежите Мессии, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.

jesus-with-apostle-paulС устранением перегородки, упразднением разделения на чистых и нечистых, у всякого человека появился доступ к получению Духа Святого, а через него и праведности — способности хранить пригодность для служения Богу. В этом исполнение обетования, данного Аврааму. Для оправдания верой нет разницы между иудеем и язычником, рабом и свободным и.т.д. Но стоит помнить, что Павел говорит здесь не об отмене вообще всякой разницы, но о то, что вера дает праведность всякому. Не стоит понимать это как отсутствие вообще всяких различий между мужчинами и женщинами, иудеями и язычниками и подобное. Не надо спешить закрывать женские туалеты и раздевалки. Павел говорит о конкретном аспекте – способности получить праведность по вере.

4.1 — 5

Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного. Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.

painting_the_earthВыше, когда мы говорили о детоводителе, мы уже говорили о диалоге с Лисидом, который хорошо иллюстрирует то, что здесь говорит Павел, а именно, ребенок, который растет в большом имении, находится на попечении рабов, фактически у них в подчинении. И окружен огромным количеством всевозможных запретов, призванных охранять его безопасность. Так, что при поверхностном рассмотрении, ребенок бесправнее раба.
Точно так же человек, который создан для того, чтобы править миром, как написано: «сотворим человека … и да владычествует он» (Бытие.1:22), до времени своего взросления, был заключен во власть вещественных начал мира. К этим вещественным началам относятся (в греческом понимании) пять основ мироздания: земля, вода, огонь, воздух и эфир. Но в более широком понимании, и Ангелы так же делятся на категории, по стихиям. То есть в известном у израильтян пантеоне Ангелов, есть ангелы огня, ангелы земли и т.д. Вот как говорит об этом книга Юбилеев1:

Ибо в первый день Он сотворил небеса, которые вверху, и землю, и воды, и всех духов, которые Ему служат, и Ангелов лица, и Ангелов прославления, и Ангелов духа огня, и Ангелов духа ветров, и Ангелов облачных духов мрака, и града и инея, и Ангелов долин, и громов и молний, и Ангелов духов холода и зноя, зимы и весны, осени и лета, и Ангелов всех духов Его творений на небе, и на земле, и во всех долинах, и духов мрака и света, и утренней зари, и вечера, которые Он приготовил по предвидению Своей премудрости. И тогда мы увидели Его произведения, и прославили Его, и восхвалили Его за все произведения Его, ибо семь великих произведений Он сотворил в первый день.

Как мы уже говорили раньше, все эти ангелы были частью армии, охраняющей человека в рамках Закона. Но Павел, сейчас в этом письме, пытается создать некое «мы», объединяя язычников и израильтян. Если израильтяне были во власти ангелов, имеющих разную природу по стихиям, то язычники ощущали свою зависимость от стихий. Для человека было важно, например, под знаком какой стихии он родился. Люди отслеживали преобладание той или иной стихии в каждый конкретный момент и это определяло возможные действия самого человека.
Ange-angels-16667308-1024-768В Галатии были распространены предания о вмешательстве различных существ стихийной природы в жизнь человека: так гномы считались существами земной стихии. Русалки, ундины, кикиморы – к водной. Феи и эльфы – воздушной. Саламандры и ифриты – к огненной. Мы точно не знаем, как конкретно называли Галаты элементалей стихий, но о наличии у них таких верований можно говорить с большой уверенностью.
Павел же, хочет показать, что несмотря на многие различия, в истории Галатии и Израиля можно найти довольно явные параллели.
Но от этой зависимости мы были избавлены, когда Сын Божий – Слово Божие, сущее изначально внутри Отца, стало плотью. Сын родился от жены. Павел говорит об этом, потому что в израильской традиции второго Храма, термин «рождённый женой» — обычный термин, которые используют ангелы, как указание на низкий статус человека. То есть Слово Божье, воплотилось, подчинилось Закону, совершив наше освобождение. И мы освобождены от всех тех данных ангелами запретов. Важно при этом, помнить, что нас освободили, не от служения Богу. И не от исполнения Закона. А от всех тех преград, которые мешали нам служить и исполнять Закон в полную силу. Все эти преграды стояли до тех пор, пока мы росли и были подобны рабам, не имея прав. Сейчас же преграды сняты, бесправие исчезло. Но появились обязанности, как то: управление имением, имя которому «мир».
Теперь израильтяне могут беспрепятственно нести Тору язычникам, а язычники не нуждаются в обрезании, как начале очищения для служения Богу. С того момента, как раскрылась праведность через веру в Йешуа и очищение через нее, отпали все барьеры и запреты в общении с нечистым (необрезанным, язычником). Но это никак не значит, что отменена суббота (которую, согласно «книге Юбилеев», и ангелы празднуют), или отменен кашрут. Потому, что ни то, ни другое никогда не стояли преградами в распространении света язычникам.


1 Апостол Павел был хорошо знаком с греческой классической литературой, и он понимал значение и влияние контекста, в котором человек родился и вырос, на его формирование.   Апостол Павел, обращаясь к галатам, использует примеры и понятия, взятые из близкой галатам среды. Например, слово «детоводитель» можно встретить в Диалогах Платона. Апостол Павел, стараясь разъяснить смысл своего послания, прибегает к понятиям, знакомым галатам (прим. ред.).